Утренняя зарядка

· ·

Утренняя зарядка

 

 УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ 

 

Консультация для воспитателей 

 

 

 

 

 Разработала: 

инструктор по ФК Фомина О.В. 

                                          

 

 

 

г.о. Жуковский  2015 г. 


Утренняя гимнастика в детском саду 

Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. 

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. 

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры. 

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: 

  • «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, 

  • разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, 

  • активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, 

  • стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, 

  • способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, 

  • предупреждать возникновение плоскостопия. 

 

 

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. 

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. 

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. 

Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника. 

Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников. 

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком. 

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложное для ребёнка, он не может хорошо его выполнить. 

Новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку. Нужно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры — кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д. 


Комплексы утренней гимнастики  

для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) на весь учебный год 

 

Сентябрь 

Комплекс 1 

 

1.«ЛАДОШКИ» 

И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 

Выполнение: руки вперед, ладони вверх; сказать: «Вот» – опустить руки. 

Повторить: 5 раз. 

 

2. «ГДЕ КОЛЕНИ? » 

И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 

Выполнение: наклон вперед; руки на колени (приучать выпрямлять ноги); сказать: «Тут» – выпрямиться. 

Повторить: 4 раза. 

 

3. «ВЕЛОСИПЕД» 

И. п.: лежа на спине, руки и ноги выпрямлены. 

Выполнение: сгибание и разгибание ног в коленях — «поехали на велосипеде» – опустить ноги. 

Повторить: 2—3 раза, чередуя с дыхательными упражнениями. 

 

4. «ШАГАЮТ НОЖКИ» 

И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 

Выполнение: шагать, высоко поднимая колени, размахивая руками. 

 

Комплекс 2 

 

1. «ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ» 

И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. 

Выполнение: наклоны в стороны, руки вверху. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «СОБИРАЕМ ГРИБЫ» 

И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 

Выполнение: присесть; изобразить собирание грибов; выпрямиться. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «ЛИСТОЧКИ» 

И. п.: лежа на спине, руки свободно. 

Выполнение: перевернуться на живот, повернуться на спину. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «ЗАЙЧИКИ» 

И. п.: произвольно, руки перед грудью. 

Выполнение: прыжки на месте. 

Повторить: 8-10 раз, чередуя с ходьбой. 

 

5. «ШАГАЮТ НОЖКИ» 

И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 

Выполнение: шагать, высоко поднимая колени, размахивая руками. 
 

Октябрь 

Комплекс 1 

 

1. «ПОКАЖИ ФЛАЖОК» 

И. п. : ноги слегка расставить, флажок опущен. 

Выполнение: флажок вперед, сказать «вот», опустить флажок, выпрямиться. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «ПОКАЖИ ФЛАЖОК» 

И. п. : ноги на ширине плеч, флажок вниз. 

Выполнение: флажок вперед, наклон, сказать «вот», опустить флажок, выпрямиться. 

Повторить: 3-4 раза. 

 

3. «НОГУ ЧЕРЕЗ ФЛАЖОК» 

И. п. : сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног, руки упор сзади. 

Выполнение: перенести через флажок правую (левую) ногу, вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «ПОДПРЫГИВАНИЕ» 

И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. 

Выполнение: пружинки и 8 подпрыгиваний и встряхивание флажком. 

Повторить: 3 раза, чередуя с ходьбой. 

 

Комплекс 2 

 

1. «ВЫШЕ ФЛАГ» 

И. п. : ноги слегка расставить, флажок опущен. 

Выполнение: флажок вверх, посмотреть и через стороны опустить, сказать «вниз». 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «ПОКАЗАТЬ И ПОМАХАТЬ» 

И. п. : ноги на ширине плеч, флажок назад. 

Выполнение: флажок вперед, помахать, наклониться, выпрямиться, помахать, опустить. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «НЕ ЗАДЕНЬ» 

И. п. : сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног, руки упор сзади. 

Выполнение: поднять правую (левую) ногу, опустить, не задев флажок. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «ПОДПРЫГИВАНИЕ» 

И. п. : ноги слегка расставить, флажки на полу. 

Выполнение: 8 подпрыгиваний. 

Повторить: 3 раза, чередуя с ходьбой на месте, не задевая флажки. 

 

Ноябрь 

Комплекс 1 

 

1. «МЯЧ ВПЕРЕД» 

И. п. : ноги слегка расставить, мяч опущен. 

Выполнение: мяч вперед, опустить, сказать «вниз». 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «ПОКАЖИ МЯЧ» 

И. п. : ноги врозь, мяч опущен. 

Выполнение: наклон вперед, мяч вперед, сказать «вот», опустить мяч. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «ВЫШЕ МЯЧ» 

И. п. : сидя на пятках, мяч опущен. 

Выполнение: подняться на колени, мяч вверх, посмотреть, опустить. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «МЯЧИК ОТДЫХАЕТ» 

И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс, мяч на полу. 

Выполнение: 4 пружинки, 8 подпрыгиваний, ходьба вокруг мяча. 

Повторить: 3 раза. 

 

Комплекс 2 

 

1. «ДАЛЬШЕ ВПЕРЕД» 

И. п. : ноги слегка расставить, мяч перед грудью. 

Выполнение: руки вперед, вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «КАТАЕМ» 

И. п. : сидя, ноги врозь, руки за спину, мяч на полу. 

Выполнение: наклон вперед, покатать мяч вперед к себе, вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «ПОГЛАДИМ» 

И. п. : ноги слегка расставить, мяч на полу. 

Выполнение: присесть, погладить, сказать «гладкий», выпрямиться. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «ВЕСЕЛЫЕ МЯЧИКИ» 

И. п. : ноги слегка расставить, мяч опущен. 

Выполнение: 8 подпрыгиваний и ходьба на месте, подняв мяч. 

Повторить: 3 раз. 

 

Декабрь 

Комплекс 1 

 

1. «ВЫШЕ ГАНТЕЛИ» 

И. п. : ноги слегка расставить, гантели вниз. 

Выполнение: гантели через стороны вверх, опустить, сказать «вниз». 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «ПОКАЖИ ГАНТЕЛИ» 

И. п. : ноги слегка расставлены, гантели за спиной. 

Выполнение: гантели вперед, сказать «вот», вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «ПОКАЖЕМ ДРУГ ДРУГУ» 

И. п. : ноги врозь, гантели у пояса. 

Выполнение: поворот в сторону, показать гантели, сказать «вот», вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «МЯЧИКИ» 

И. п. : ноги слегка расставить, гантели опущены. 

Выполнение: 2 пружинки, 8подпрыгиваний и ходьба. 

Повторить: 3 раза. 

 

Комплекс  2 

 

1. «КАЧЕЛИ» 

И. п. : ноги слегка расставить, гантели внизу. 

Выполнение: взмахи рук вперед-назад, говорить «ух». После 4 движений пауза. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «САМОЛЕТ» 

И. п. : ноги врозь, гантели вниз. 

Выполнение: гантели в стороны, наклониться вперед – полетел, выпрямиться, гантели опустить – прилетел. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «ПОИГРАЙ ВВЕРХУ» 

И. п. : сидя, гантели опущены. 

Выполнение: согнуть ноги, гантели вверх, поиграть, опустить, выпрямить ноги. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «ПОДПРЫГИВАНИЕ» 

И. п. : ноги слегка расставить, гантели внизу. 

Выполнение: 4 пружинки, 8 подпрыгиваний, затем ходьба. 

Повторить: 3 раза


Январь 

Комплекс 1 

 

1. «ПЛАТОЧЕК ВПЕРЕД» 

И. п. : ноги слегка расставить, платочек опущена, держать за верхнюю часть с боков. 

Выполнение: платочек вперед, опуская, сказать «вниз». 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «СПРЯЧЕМСЯ» 

И. п. : ноги врозь, платочек опущен. 

Выполнение: наклон вперед, платочек перед лицом – спрятались, опустить платочек, выпрямиться. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «СЕСТЬ И ВСТАТЬ» 

И. п. : ноги слегка расставить, платочек на полу. 

Выполнение: сесть на платочек, сказать «сели», встать. 

Повторить: 4-5 раз. 

 

4. «ПОДПРЫГИВАНИЕ» 

И. п. : ноги слегка расставить, платочек на полу. 

Выполнение: 8 подпрыгиваний на месте и ходьба вокруг платочка. 

Повторить: 3 раза. 

 

Комплекс 2 

1. «ДО СВИДАНИЯ» 

И. п. : ноги слегка расставить, платочек опущен. 

Выполнение: платочек вверх, помахать, посмотреть, опустить. После 2 повторений переложить платочек в другую руку. 

Повторить: 3 раза. 

 

2. «НА КОЛЕНИ» 

И. п. : ноги врозь, платочек вверх. 

Выполнение: наклон вперед, платочек к коленям, вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «НЕ УРОНИ» 

И. п. : сидя, платочек на коленях, руки упор с боку. 

Выполнение: согнуть и выпрямить ноги. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «ВОКРУГ ПЛАТОЧКА» 

И. п. : ноги слегка расставить, платочек на полу. 

Выполнение: подняться на носки, обойти вокруг платочка в одну и другую сторону. 

Повторить: 3 раза. 

 

Февраль 

Комплекс 1 

 

1. «МЯЧ ВПЕРЕД» 

И. п. : ноги слегка расставить, мяч опущен. 

Выполнение: мяч вперед, опустить, сказать «вниз». 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «ПОКАЖИ МЯЧ» 

И. п. : ноги врозь, мяч опущен. 

Выполнение: наклон вперед, мяч вперед, посмотреть, опустить. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «ВЫШЕ МЯЧ» 

И. п. : сидя на пятках, мяч опущен. 

Выполнение: подняться на колени, мяч вверх, посмотреть, опустить. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «МЯЧ ОТДЫХАЕТ» 

И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс, мяч на полу. 

Выполнение: 4 пружинки и 8 подпрыгиваний, ходьба вокруг мяча. 

Повторить: 3 раза. 

 

Комплекс 2 

 

1. «ДАЛЬШЕ ВПЕРЕД» 

И. п. : ноги слегка расставить, мяч перед грудью. 

Выполнение: руки вперед, вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «КАТАЕМ» 

И. п. : сидя, ноги врозь, руки за спину, мяч на полу. 

Выполнение: наклон вперед, покатать мяч вперед, к себе, вернуться в и. п. 

Повторить: 4-5 раз. 

 

3. «ПОГЛАДИМ» 

И. п. : ноги слегка расставить, мяч на полу. 

Выполнение: присесть, погладить, сказать «гладкий», выпрямиться. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «ВЕСЕЛЫЕ МЯЧИКИ» 

И. п. : ноги слегка расставить, мяч опущен. 

Выполнение: 8 подпрыгиваний и ходьба на месте, подняв мяч. 

Повторитьь: 3 раза


Март 

Комплекс 1 

 

1. «ПОКАЖИ КУБИКИ» 

И. п.: ноги слегка расставить, кубики за спину. 

Выполнение: кубики вперед, сказать «вот», спрятать за спину. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «ПОКАЖЕМ ДРУГ ДРУГУ» 

И. п.: ноги врозь, кубики у пояса. 

Выполнение: поворот в сторону, показать кубики, сказать «вот», вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «НЕТ КУБИКОВ» 

И. п.: сидя кубики в стороны. 

Выполнение: кубики к животу, согнутыми ногами прикрыть кубики, сказать «нет», выпрямиться. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «МЯЧИКИ» 

И. п.: ноги слегка расставить, кубики опущены. 

Выполнение: 2 пружинки, 8 подпрыгиваний и ходьба. 

Повторить: 3 раза. 

 

Комплекс 2 

 

1. «КУБИКИ ВМЕСТЕ» 

И. п.: ноги слегка расставить, кубики за спину. 

Выполнение: кубики вперед, постучать, сказать «тук-тук», спрятать кубики за спину. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «ПОЛОЖИ И ВОЗЬМИ» 

И. п.: сидя, ноги врозь, кубики у плеч. 

Выполнение: наклон вперед, положить кубики у пяток, руки к плечам. Так же взять кубики. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «НЕТ КУБИКОВ» 

И. п.: сидя, кубики в стороны. 

Выполнение: кубики к животу, согнутыми ногами прикрыть кубики, опустить голову, сказать «нет». 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «ОСТОРОЖНО И ЛЕГКО» 

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз, кубики на полу с боков. 

Выполнение: 2 пружинки, 8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой на месте. 

Повторить: 3 раза. 

 

Апрель 

Комплекс 1 

 

1. «ИГРАЕМ» 

И. п.: ноги слегка расставить, ленточка опущена. 

Выполнение: помахать, вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «ПЕРЕДАЙ ЛЕНТОЧКУ» 

И. п.: ноги врозь, ленточка опущена. 

Выполнение: помахать над головой, переложить в другую руку, наклониться, переложить в другую руку, вернуться в и. п. 

Повторить: 3-4 раза. 

 

3. «СОГНИ НОГИ» 

И. п.: сидя, ноги вперед, ленточка между ног. 

Выполнение: согнуть ноги, выпрямить, не задевая ленточки. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «ЛЕНТОЧКАМ ВЕСЕЛО» 

И. п.: ноги слегка расставить, ленточки опущены. 

Выполнение: 8 подпрыгиваний с взмахом ленточек. 

Повторить: 3 раза. 

 

Комплекс 2 

 

1. «ПОМАШИ ВНИЗУ» 

И. п.: ноги слегка расставить, ленточку вверх. 

Выполнение: опустить ленточку вниз, помахать, поднять вверх. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «ПОМАШИ ВНИЗУ» 

И. п.: ноги врозь ленточка за спиной. 

Выполнение: наклон вперед, помахать, сказать «вниз», спрятать ленточку за спину. Передать в другую руку. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «НОГУ ЧЕРЕЗ ЛЕНТОЧКУ» 

И. п.: сидя, ноги врозь, ленточка на полу между ног, руки упор сзади. 

Выполнение: перенести через ленточку правую (левую) ногу, вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «НОГАМ И ЛЕНТОЧКЕ ВЕСЕЛО» 

 

И. п.: ноги слегка расставить, ленточка опущена. 

Выполнение: 8 подпрыгиваний и ходьба с взмахом ленточки. 

Повторить: 3 раза. 

 

Май 

Комплекс 1 

 

1. «ПОКАЖИ РУКИ» 

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 

Выполнение: руки вперед, выпрямить, вниз, сказать, «вниз». 

Повторить: 5-6 раз. 

 

2. «ГДЕ КОЛЕНИ» 

И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. 

Выполнение: наклон вперед, ладони на колени, выпрямиться. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «ШАГАЮТ НАШИ НОЖКИ» 

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 

Выполнение: высоко попеременно поднимать ноги, размахивая руками. 

Повторить: 5-7 сек., 3 раза. 

 

4. «ПОДПРЫГИВАНИЕ» 

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 

Выполнение: 8-10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой. 

Повторить: 3 раза. 

 

Комплекс 2 

 

1. «ШАРИК» 

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. 

Выполнение: согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать шарик, развести руки в стороны, выпрямить – надули, руки вверх, посмотреть – улетел, вернуться в и. п. 

Повторить: 4 раза. 

 

2. «ГДЕ КОЛЕНИ» 

И. п.: сидя, ноги врозь, руки упор сзади. 

Выполнение: наклон вперед, ладони на колени, выпрямиться, говорить «вот». 

Повторить: 5-6 раз. 

 

3. «СПРЯЧЬ ГОЛОВУ» 

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. 

Выполнение: присесть, обхватить колени, голову опустить, вернуться в и. п. 

Повторить: 5-6 раз. 

 

4. «МЯЧИКИ» 

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 

Выполнение: 4 пружинки и 8 подпрыгиваний – прыгают мячики, чередуя с ходьбой. 

Повторить: 3 раза. 

 

 

 

 

 

Комплексы утренней гимнастики 

для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) на весь учебный год 

 

Комплекс утренней гимнастики–сентябрь 

 

Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе; бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную; ходьба в колонне по одному. 

 

Упражнения без предметов 

 

1. И. п. — о. с., руки на поясе. 

1 — руки в стороны; 

2 — руки вверх, подняться на носки; 

3 — руки в стороны; 

4 — вернуться в и. п. (6 раз). 

 

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 

1 — руки в стороны; 

2 — наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 

3 — выпрямиться, руки в стороны; 

4 — и. п. (6 раз). 

 

3. И. п. — о. с., руки на поясе. 

1-2 — присесть, руки вынести вперед; 

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз). 

 

4. И. п. — о. с., руки вдоль туловища. 

1 — шаг вправо, руки в стороны; 

2 — наклон вправо (влево, правую руку вниз, левую вверх; 

3 — выпрямиться, руки в стороны; 

4 — и. п. (5-6 раз). 

 

5. И. п. — о. с., руки вдоль туловища. 

1 — правую ногу назад на носок, руки за голову; 

2 — и. п. То же левой ногой (6-7 раз). 

 

6. И. п. — о. с., руки на поясе. 

1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 

2 — прыжком ноги вместе. 

 

Ходьба в колонне по одному. 

 

Комплекс утренней гимнастики–октябрь 

 

Игровое задание «Быстро возьми!». Дети образуют круг и по I сигналу воспитателя идут, бег вокруг предметов (кубики, которых должно быть на один или два меньше, на сигнал «Быстро возьми!» каждый играющий должен взять кубик и поднять его над головой. Тот, кто не успел взять предмет, считается проигравшим. Повторить 2 раза. 

 

Упражнения с гимнастической палкой 

 

1. И. п. — о. с., палка внизу. 

1 — палку вперед, правую (левую) ногу назад на носок; 

2 — вернуться в и. п. (6 раз). 

 

2. И. п. — о. с., палка на груди. 

1 — присесть, палку вынести вперед; 

2 — вернуться в и. п. (5-6 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги врозь, палка внизу. 

1-2 — поворот туловища вправо (влево, руки прямые, колени не сгибать; 

3-4 — вернуться в и. п. (6 раз). 

 

4. И. п. — сидя ноги врозь, палка на коленях. 

1 — палку вверх; 

2 — наклон вперед, коснуться носка правой (левой) ноги; 

3 — выпрямиться, палку вверх; 

— вернуться в и. п. (по 3 раза). 

 

5. И. п. — лежа на животе, палка в согнутых руках перед собой. 

1 — прогнуться, поднять палку вперед; 

2 — вернуться в и. п. (5-6 раз). 

 

6. И. п. — о. с., палка внизу. 

1 — прыжком ноги врозь, палку вверх; 

2 — вернуться в и. п. 8-10 раза. 

 

Ходьба в колонне по одному с палкой в руках. 

 

Комплекс утренней гимнастики–ноябрь 

 

Ходьба и бег между предметами змейкой. 

 

Упражнения с мячом большого диаметра 

 

1. И. п. — о. с., мяч в обеих руках внизу. 

1 — поднять мяч вверх; 

2 — шаг вправо (влево); 

3 — приставить ногу; 

4 — вернуться в и. п. (6-7 раз). 

 

2. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках перед собой. 

1-2 — присесть, мяч вперед; 

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу. 

1 — мяч вверх, руки прямые; 

2 — поворот вправо (влево); 

3 — выпрямиться, мяч вверх; 

4 — вернуться в и. п. (4-5 раз). 

 

4. И. п. — сидя, ноги вместе, мяч на стопах, руки в упоре сзади. 

1-2 — поднять ноги вверх, скатить мяч на живот, поймать его; 

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз). 

 

5. И. п. — о. с., мяч внизу. 

1-2 — поднимаясь на носки, поднять мяч вверх; 

3-4 — вернуться в и. п. (6-8 раз). 

 

Игровое упражнение «Не попадись». Играющие располагаются вокруг шнура (черты, положенного в форме круга. В центре находится водящий. Дети прыгают на двух ногах в круг и из круга по мере приближения ловишки. Тот, кого водящий успел запятнать (дотронуться, получает штрафное очко, но из игры не выбывает. Через 30-40 с. игра останавливается, подсчитывают количество проигравших, и игра повторяется с другим водящим, но только не из числа ранее пойманных. 

 

Ходьба в колонне по одному за самым ловким ловишкой. 

 

 

Комплекс утренней гимнастики–декабрь 

 

Ходьба в колонне по одному, по кругу с поворотом по команде воспитателя; ходьба и бег врассыпную. 

 

Упражнения с гантелями 

 

1. И. п. — о. с., гантели внизу. 

1 — гантели в стороны; 

2 — гантели вверх; 

3 — гантели в стороны; 

4 — вернуться в и. п. (6-7 раз). 

 

2. И. п. — стойка ноги врозь, гантели внизу. 

1 — гантели в стороны; 

2 — наклон вперед, положить кегли; 

3 — выпрямиться, руки на пояс; 

4 — наклониться, взять гантели, вернуться в и. п. (4-6 раз). 

 

3. И. п. — стоя в упоре на коленях, гантели у плеч. 

1 — поворот вправо, положить гантель у пятки правой ноги; 

2 — поворот влево, положить гантель у пятки левой ноги; 

3 — поворот вправо, взять гантель; 

4 — поворот влево, взять гантель (4-6 раз). 

 

4. И. п. — сидя ноги врозь, гантели у груди. 

1-2 — наклон вперед, коснуться гантелями пола между носков ног; 

3-4 — вернуться в и. п. (6 раз). 

 

5. И. п. — о. с., гантели внизу. 

1 — присесть, гантели вынести вперед; 

2 — и. п. (6-7 раз). 

 

6. И. п. — о. с., гантели на полу. 

Прыжки на правой и левой ноге вокруг гантелей в обе стороны.  

Повторить 2-3 раза. 

 

Ходьба в колонне по одному. 

 

Разрыв страницы 

Комплекс утренней гимнастики–январь 

 

Ходьба в колонне по одному, ходьба с высоким подниманием колен — лошадки, обычная ходьба, легкий бег — руки в стороны, как птицы. 

 

Упражнения с косичкой 

 

1. И. п. — о. с., косичка, внизу. 

1-2 — поднимаясь на носки, косичку вверх; 

3-4 — вернуться в и. п. (6-8 раз). 

 

2. И. п. — стойка ноги врозь, косичка внизу. 

1 — шаг вправо, косичку вверх; 

2 — наклон вправо; 

3 — выпрямиться, косичку вверх; 

4 — и. п. (6-8 раз). 

 

3. И. п. — о. с., скакалка внизу. 

1-2 — присесть, косичку вперед; 

3-4 — и. п. (5-7 раз). 

 

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, косичка на плечах. 

1 — поворот туловища вправо (влево); 

2 — вернуться в и. п. (6 раз). 

 

5. И. п. — ноги слегка расставлены, косичка на полу, горизонтально. 

Прыжки вперед-назад, через косичку. 

 

Игра «Великан"

Комплекс утренней гимнастики–февраль 

 

Ходьба в колонне по одному; бег между предметами (кубики, кегли или набивные мячи). 

 

Упражнения с малым мячом 

 

1. И. п. — о. с., мяч в правой руке. 

1 — руки в стороны; 

2 — руки вверх, переложить мяч в левую руку; 

3 — руки в стороны; 

4 — руки вниз (6 раз). 

 

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 

1-2 — поворот вправо (влево, ударить мячом о пол; 

3-4 — вернуться в и. п. (6 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 

1 — присесть, ударить мячом о пол, поймать его; 

2 — вернуться в и. п. (5-6 раз). 

 

4. И. п. — стойка на коленях, сидя на пятках, мяч в правой руке. 

1-4 — с поворотом вправо (влево) прокатить мяч вокруг туловища (6 раз). 

 

Игровое упражнение «Пингвины». Дети стоят по кругу, зажимают мяч между колен и по сигналу воспитателя прыгают на двух ногах, продвигаясь по кругу, как пингвины. 

 

Ходьба в колонне по одному. 

 

Комплекс утренней гимнастики–март 

 

Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками — змейкой, ходьба и бег врассыпную. 

 

Упражнения с кубиками 

 

1. И. п. — о. с., кубики в обеих руках внизу. 

1 — кубики в стороны; 

2 — кубики вверх, ударить ими один о другой; 

3 — кубики в стороны; 

4 — и. п. (5-7 раз). 

 

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, кубики внизу. 

1 — поворот вправо (влево, руки в стороны; 

2 — вернуться в исходное положение (6 раз). 

 

3. И. п. — стойка на коленях, кубики у плеч. 

1-2 — наклониться вперед, положить кубики на пол (подальше); 

3-4 — наклониться, взять кубики, вернуться в и. п. (5-7 раз). 

 

4. И. п. — о. с., кубики у плеч. 

1 — присесть, кубики вынести вперед; 

2 — и. п. (5-7 раз). 

 

5. И. п. — лежа на спине, кубики в обеих прямых руках за головой. 

1-2 — поднять прямые ноги вверх, коснуться кубиками колен; 

3-4 — вернуться в и. п. (5-7 раз). 

 

6. И. п. — о. с., руки вдоль туловища перед кубиками, лежащими на полу. 

Прыжки на правой и левой ноге вокруг кубиков в обе стороны в чередовании с небольшой паузой (2-3 раза). 

 

Ходьба в колонне по одному с кубиками в руках. 

 


Комплекс утренней гимнастики–апрель 

 

Ходьба и бег в колонне по одному, перешагивая через шнуры (5-6 шт., положенные на расстоянии 40 см один от другого. 

 

Упражнения с обручем 

 

1. И. п. — о. с., обруч вниз. 

1 — поднять обруч вперед; 

2 — поднять обруч вверх; 

3 — обруч вперед; 

4 — вернуться в и. п. (4-5 раз). 

 

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч на груди, хват рук с боков. 

1 — поворот туловища вправо (влево, обруч вправо, руки прямые; 

2 — вернуться в и. п. (6 раз). 

 

3. И. п. — о. с., хват рук с боков, обруч на груди. 

1 — присесть, обруч вынести вперед; 

2 — вернуться в и. п. (5-6 раз). 

 

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу. 

1 — поднять обруч вверх; 

2 — наклон вперед к правой (левой) ноге; 

3 — выпрямиться, обруч вверх; 

4 — и. п. (5-6 раз). 

 

5. И. п. — о. с. около обруча, руки произвольно. 

Прыжки на двух ногах вокруг обруча в обе стороны в чередовании с небольшой паузой. Повторить 2-3 раза. 

 

Игра «Автомобили». 

 

 

Комплекс утренней гимнастики–май 

 

Игровое упражнение «По мостику»  

Из шнуров или реек выкладывается дорожка, длиной в 3 м, шириной в 25 см. На дорожке ставятся 2-3 кубика. Предлагается пройти по мостику, перешагнуть препятствие и не упасть в речку. Бег врассыпную. 

 

Упражнения без предметов 

 

1. И. п. — о. с., руки вдоль туловища. 

1 — руки в стороны; 

2 — сгибая руки к плечам, подняться на носки; 

3 — опуститься на всю ступню, руки в стороны; 

4 — вернуться в и. п. (5-6 раз). 

 

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 

1 — поворот туловища вправо (влево, правую руку в сторону; 

2 — вернуться в и. п. (6 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки вверху. 

1-2 — глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед; 

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз). 

 

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 

1 — руки в стороны; 

2 — наклон вправо (влево, правую руку вниз, левую вверх; 

3 — выпрямиться, руки в стороны; 

4 — и. п. (4-6 раз). 

 

5. И. п. — о. с., руки внизу. 

1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 

2 — прыжком ноги вместе, руки вниз. Выполняется на счет 1-8, повторить 2 раза. 

 

6. И. п. — о. с., руки вниз. 

1-2 — руки через стороны вверх; 

3-4 — вернуться в и. п. (5-7 раз). 

 

Ходьба в колонне по одному. 

 

Утренняя гигиеническая гимнастика 

для детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет). 

 

Сентябрь 

 

Комплекс №1. 

Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную. 

 

Упражнения без предметов 

 

1. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища.  

1-2 — дугами наружу руки вверх, подняться на носки;  

3-4 — вернуться в исходное положение (6-7 раз). 

 

2. И. п. - основная стойка, руки на поясе.  

1-2 — приседая, колени развести в стороны, руки вперед;  

3-4 — выпрямиться, исходное положение (6-7 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.  

1 — руки в стороны;  

2 — наклониться вперед - вниз, коснуться пальцами носков ног;  

3 — выпрямиться, руки в стороны;  

4 — исходное положение (5-6 раз). 

 

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.  

1 — поворот туловища вправо, правую руку ладонью кверху;  

2 — исходное положение;  

3-4 — то же в другую сторону (6 раз). 

 

5. И. п. — основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте на счет 1-8, повторить 3-4 раза в чередовании с небольшой паузой. 

 

6. Ходьба в колонне по одному. 

 

Комплекс №2. 

1. Игровое упражнение «Быстро в колонну!». Построение в три колонны, перед каждой ориентир — кубик (кегля) разного цвета. По сигналу все играющие разбегаются в разные стороны площадки (зала), через 20-25 с. воспитатель произносит: «Быстро в колонну!», и каждый должен занять свое место в колонне. Выигрывает та колонна, которая быстро и правильно построилась. Игра-упражнение повторяется 2-3 раза. 

 

Упражнения с малым мячом 

 

2. И. п. — основная стойка, мяч в левой руке.  

1-2 — руки через стороны вверх, переложить мяч в правую руку;  

3-4 — опустить руки вниз в исходное положение.  

То же, перекладывая мяч из правой руки в левую (8 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч в левой руке.  

1 — руки в стороны;  

2 — наклониться вперед - вниз, переложить мяч в правую руку;  

3 — выпрямиться, руки в стороны;  

4 — вернуться в исходное положение.  

То же, перекладывая мяч из правой руки в левую (6 раз). 

 

4. И. п. — основная стойка, мяч в правой руке внизу.  

1 — руки в стороны;  

2 — присесть, мяч переложить в левую руку;  

3 — встать, руки в стороны;  

4 — вернуться в исходное положение.  

То же, мяч в левой руке (5-6 раз). 

 

5. И. п. — стойка на коленях, мяч в правой руке.  

1-8 — прокатить мяч вправо (влево), поворачиваясь и следя за мячом.  

То же, мяч в левой руке (по 6 раз). 

 

6. И. п. — лежа на спине, мяч в обеих руках за головой.  

1-2 — поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка ноги;  

3-4 — опустить ногу.  

То же другой ногой (6-8 раз).  

 

7. Игра «Совушка». 

  

Октябрь 

Комплекс №3. 

1. Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя. 

 

Упражнения без предметов 

 

2. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища.  

1 — шаг вправо, руки в стороны;  

2 — руки вверх;  

3 — руки в стороны;  

4 — исходное положение.  

То же влево (6-8 раз) 

 

3. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе.  

1 — поворот вправо (влево), отвести правую (левую) руку вправо (влево);  

2 — вернуться в исходное положение (6 раз). 

 

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки внизу.  

1 — руки в стороны;  

2 — наклониться вперед, коснуться пальцами рук правого носка;  

3 — выпрямиться, руки в стороны;  

4 — исходное положение.  

То же, но коснуться левого носка (по 6 раз). 

 

5. И. п. — сидя на полу, руки в упоре сзади.  

1 — поднять прямые ноги вверх - вперед (угол);  

2 — исходное положение. Плечи не проваливать (5-6 раз). 

 

6. И. п. — стойка ноги вместе, руки на поясе.  

1 — прыжком ноги врозь руки в стороны; 

2 — исходное положение.  

Прыжки выполняются на счет 1-8 несколько раз подряд в чередовании с небольшой паузой между ними. 

 

7. Ходьба в колонне по одному. 

 

Комплекс №4. 

1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную с остановкой по сигналу воспитателя в том месте, где застала их команда. 

 

Упражнения с гимнастической палкой 

 

2. И. п. — основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч.  

1 — палку вверх;  

2 — сгибая руки, палку назад на лопатки;  

3 — палку вверх;  

4 — исходное положение (6-8 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, палка внизу.  

1 — палку вверх;  

2 — присесть, палку вынести вперед;  

3 — встать, палку вверх;  

4 — исходное положение (6 раз). 

 

4. И. п. — сидя, палка перед грудью в согнутых руках.  

1 — палку вверх;  

2 — наклониться вперед, коснуться пола; 

3 — палку вверх;  

4 — исходное положение (6 раз). 

 

5. И. п. — лежа на животе, ноги прямые, палка в согнутых руках перед грудью.  

1-2 — прогнуться, палку вперед-вверх;  

3-4 — исходное положение (6-8 раз). 

 

6. И. п. — основная стойка, палка хватом на ширине плеч внизу.  

1 — прыжком ноги врозь, палку вверх;  

2 — прыжком в исходное положение  

Выполняется на счет 1-8, повторить 2-3 раза. Темп умеренный. 

 

7. Ходьба в колонне по одному. 

 

 

Ноябрь 

Комплекс №5. 

1. Ходьба и бег в колонне по одному между предметами — змейкой; ходьба и бег врассыпную, ходьба в колонне по одному. 

 

Упражнения без предметов 

 

2. И. п. — основная стойка, руки согнуты к плечам.  

1-4 — круговые движения руками вперед;  

5-8 — то же назад (5-6 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги врозь, руки за головой.  

1 — шаг вправо;  

2 - наклониться вправо;  

3 —выпрямиться;  

4 — исходное положение.  

То же влево (6 раз). 

 

4. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе.  

1 — руки в стороны;  

2 — наклониться к правой ноге, хлопнуть в ладоши за коленом;  

3 — выпрямиться, руки в стороны; 

4 — исходное положение.  

То же в левой ноге (4-3 раз). 

 

5. И. п. — лежа на спине, руки прямые за головой.  

1-2 — поднять правую прямую ногу вперед-вверх, хлопнуть в ладоши под коленом правой (левой) ноги;  

3-4 — исходное положение (6 раз). 

 

6. И. п. — основная стойка, руки в стороны.  

1 — прыжком ноги врозь, хлопок над головой;  

2 — исходное положение. На счет 1-8, повторить 2-3 раза. 

 

7. Ходьба в колонне по одному. 

 

 

Комплекс №6. 

1. Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий по команде воспитателя: на сигнал «Бабочки!» остановиться и помахать руками, как крылышками, на сигнал «Лягушки!» остановиться и присесть, руки положить на колени. 

 

Упражнения с флажками 

 

2. И. п. — основная стойка, флажки внизу.  

1 — руки в стороны;  

2 — поднять флажки вверх, скрестить;  

3 — руки в стороны;  

4 — исходное положение (6-8 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу.  

1 — флажки вверх;  

2 — присесть, флажки вынести вперед;  

3 — встать, флажки вверх;  

4 — исходное положение (6 раз). 

 

4. И. п. — сидя ноги врозь, флажки в согнутых руках у плеч.  

1 — флажки в стороны;  

2 — наклониться, коснуться палочками флажков пола у носков ног;  

3 — выпрямиться, флажки в стороны;  

4 — исходное положение (6 раз). 

 

5. И. п. — стойка на коленях, флажки в согнутых руках у плеч.  

1 — поворот вправо (влево), флажок отвести вправо;  

2 — исходное положение (6-8 раз). 

 

6. И. п. — основная стойка, флажки внизу.  

1 — прыжком ноги врозь, флажки в стороны;  

2 — исходное положение.  

Выполняется на счет 1-8, повторить 2-3 раза. 

 

7. Ходьба в колонне по одному, флажки в правой руке над головой (помахивая). 

 

 

Декабрь 

 

Комплекс №7. 

1. Ходьба в колонне по одному с изменением темпа движения: на быстрые удары в бубен 

 — ходьба мелким, семенящим шагом, на медленные удары — широким свободным шагом; ходьба и бег врассыпную. 

 

Упражнения в парах 

 

2. И. п.— основная стойка, повернувшись лицом друг к другу, держась за руки.  

1 — руки в стороны;  

2 — руки вверх;  

3 — руки в стороны;  

4 — исходное положение (6 раз). 

 

3. И. п. — То же.  

1-2 — поочередное приседание, не отпуская рук партнера; 

3-4 — вернуться в исходное положение (6 раз). 

 

4. И. п. — стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки скрестить.  

1 — поворот туловища вправо (влево);  

2 — исходное положение (6 раз). 

 

5. И. п. — лежа на спине, ногами друг к другу, зажимая стопами ноги партнера (нога одного ребенка между ног другого), руки за головой согнуты.  

1-2 — поочередно приседать;  

3-4 — исходное положение (4-5 раз). 

 

6. И. п. - основная стойка, повернувшись лицом друг к другу, руки вдоль туловища, держась за руки.  

1 — выпад вправо, руки в стороны;  

2 — исходное положение.  

То же влево (6 раз). 

 

7. Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя. 

 

Комплекс №8. 

1. Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий: на сигнал «Лягушки!» присесть, на сигнал «Аист!» встать на одной ноге, руки в стороны. Перестроение в три колонны. 

 

Упражнения с гимнастической палкой 

 

2. И. п. — основная стойка, палка внизу.  

1 — палку вперед;  

2 — палку повернуть вертикально, опуская правую руку вниз, поднимая левую вверх;  

3 — палку вперед параллельно;  

4 — повернуть палку, опуская левую руку и поднимая правую;  

5 — палку параллельно;  

б — исходное положение (4-5 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги врозь, палка в согнутых руках на груди.  

1-2 — наклониться вперед, коснуться пола;  

3-4 — вернуться в исходное положение (6 раз). 

 

4. И. п. — основная стойка, палка на полу горизонтально.  

1 — шаг правой ногой вперед через палку;  

2 — приставить левую ногу;  

3 — шаг правой ногой назад через палку;  

4 — шаг левой назад.  

То же с левой ноги (5-6 раз). 

 

5. И. п. — стойка на коленях, палка за головой на плечах.  

1 — поднять палку вверх;  

2 — наклониться вправо;  

3 — выпрямиться, палку вверх;  

4 — исходное положение.  

То же влево (6 раз). 

 

6. И. п. — основная стойка, хват обеими руками за палку, другой конец палки опирается о пол.  

1-2 — присесть, развести колени врозь;  

3-4 — исходное положение (5-6 раз). 

 

7. Игра «Угадай, кто позвал». 

 

Январь 

 

Комплекс №9. 

1. Ходьба в колонне по одному с изменением направления движения по обозначенным ориентирам. Ходьба и бег по кругу. 

 

Упражнения без предметов 

 

2. И. п.— основная стойка, руки внизу.  

1 — руки в стороны;  

2 — согнуть руки к плечам, подняться на носки и потянуться; 3 — опуститься на всю ступню, руки в стороны;  

4 — руки вниз (8 раз). 

 

3. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища.  

1-2 — глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед и наклоняя голову;  

3-4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз). 

 

4. И. п. — стойка ноги врозь, руки вдоль туловища.  

1-2 — наклон вправо, правая рука скользит по ноге вниз, левая, сгибаясь, скользит вверх; 3-4 — вернуться в исходное положение.  

То же влево (по три раза). 

 

5. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.  

1 — руки в стороны;  

2 — поворот туловища вправо;  

3 — выпрямиться;  

4 — исходное положение.  

То же влево (по три раза). 

 

6. И. п. — основная стойка, руки произвольно.  

Прыгни-—повернись — на счет 1-3 прыжки на двух ногах, на счет 4 — прыжок с поворотом на 360°.  

Повторить несколько раз подряд с небольшой паузой между прыжками. 

 

7. Игра «Эхо». 

 

Комплекс №10. 

1. Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками, поставленными в одну линию  

(8-10 шт.); ходьба и бег врассыпную. 

 

Упражнения с кубиком 

 

2. И. п. — стойка ноги врозь, кубик в правой руке внизу.  

1-2 — руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку;  

3-4 — опустить через стороны руки вверх.  

То же левой рукой (8 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги врозь, кубик в правой руке.  

1 — руки в стороны;  

2 — наклониться вперед, положить кубик на пол;  

3 — выпрямиться, руки в стороны;  

4 — наклониться вперед, взять кубик левой рукой.  

То же левой рукой (6 раз). 

 

4. И. п. — стойка на коленях, кубик в правой руке.  

1 — поворот вправо, поставить кубик у пятки правой ноги;  

2 — выпрямиться, руки на пояс;  

3 — поворот вправо, взять кубик правой рукой, вернуться в исходное положение, переложить кубик в левую руку.  

То же влево (по 3 раза). 

 

5. И. п. - основная стойка, кубик в обеих руках внизу.  

1 — присесть, вынести кубик вперед, руки прямые;  

2 — вернуться в исходное положение (6 раз). 

 

6. И. п. — основная стойка перед кубиком, руки произвольно.  

Прыжки на правой и левой ноге (на счет 1-8) вокруг кубика в обе стороны в чередовании с небольшой паузой. (2-3 раза). 

 

7. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке.  

1 — руки вперед, переложить кубик в левую руку;  

2 — руки назад, переложить кубик в правую руку;  

3 — руки вперед;  

4 — опустить руки в исходное положение (8 раз). 

 

8. Ходьба в колонне по одному с кубиком в поднятой руке. 

 

 

 

 

Февраль 

 

Комплекс №11. 

1. Ходьба в колонне по одному, по команде воспитателя перестроение в колонну по два, ходьба в колонне по два, перестроение в колонну по одному. 

 

Упражнения в парах 

 

2. И. п. — основная стойка лицом друг к другу, руки сцеплены в замок.  

1-2 — поднять руки через стороны вверх;  

3-4 — вернуться в исходное положение (6 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки внизу сцеплены;  

1 — наклониться вправо, правые руки остаются внизу, левые поднимаются вверх;  

2 — исходное положение (6 раз). 

 

4. И. п. — основная стойка лицом друг к другу, руки соединены.  

1-2 — поочередно поднимать ногу (правую или левую) — ласточка 

(по 6 раз каждый). 

 

5. И. п. — основная стойка лицом друг к другу, держась за руки. 

1-2 — присесть, колени развести в стороны;  

3-4 — вернуться в исходное положение (6 раз). 

 

6. И. п. — основная стойка, руки на поясе.  

Прыжки на двух ногах (правая вперед, левая назад — попеременно в чередовании с ходьбой). Выполняется на счет. 1-8; 

 повторить 2-3 раза. 

 

7. Игра «Летает — не летает». 

 

Комплекс №12. 

1. Игра малой подвижности «Река и ров». Играющие идут в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Ров — справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку, ему помогают выбраться, подавая руку. Затем игра повторяется. 

 

Упражнения с малым мячом 

 

2. И. п. — основная стойка, мяч в правой руке.  

1 — руки вперед, переложить мяч в левую руку;  

2 — переложить мяч в правую руку за спиной;  

3 — руки в стороны;  

4 — исходное положение (6-8 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 

 1 — наклон вперед;  

2-3 — прокатить мяч вокруг левой ноги, взять мяч в левую руку;  

4 — исходное положение (по 3 раза в каждую сторону). 

 

4. И. п. — сидя ноги скрестно, мяч в правой руке.  

1-2 — прокатить мяч вправо подальше от себя;  

3-4 — прокатить его обратно в исходное положение. Переложить мяч в левую руку.  

То же влево (по 3 раза в каждую сторону). 

 

5. И. п. — лежа на спине, мяч в прямых руках за головой.  

1 — поднять правую ногу вверх, коснуться мячом;  

2 — исходное положение.  

То же левой ногой (по 3 раза). 

 

6. Игра «Не попадись!» (прыжки в круг и из круга по мере приближения водящего). 

 

7. Ходьба в колонне по одному. 

 


Март 

 

Комплекс №13. 

1. Игра «Эхо» (в ходьбе). 

 

Упражнения в парах 

 

2. И. п. — основная стойка, лицом друг к другу, держась за руки.  

1 — поднять руки в стороны;  

2 — руки вверх;  

3 — руки в стороны;  

4 — исходное положение (6-8 раз). 

 

3. И. п. - то же.  

1 — один приседает, а второй держит его за руки;  

2 — встать;  

3-4 — то же, другой ребенок (по 4 раза). 

 

4. И. п. — то же.  

1-2 — поворот туловища направо;  

3-4 - налево, не отпуская рук (по 4 раза). 

 

5. И. п. — то же.  

1-2 — поочередно поднимать одну ногу назад - вверх, не сгибая колена  

(по 4 раза). 

 

6. И. п. — сидя лицом друг к другу, один ребенок зажимает стопами ноги товарища.  

1-2 — другой ложится на пол, руки за голову, а товарищ старается удерживать его ноги;  

3-4 — исходное положение. На следующий счет упражнение выполняет другой ребенок (по 3 раза). 

 

7. Ходьба в колонне по одному. 

 

Комплекс №14. 

1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. По сигналу воспитателя построение в колонну по одному в движении — найти свое место в колонне. 

 

Упражнения с обручем 

 

2. И. п. — основная стойка, обруч внизу.  

1 — обруч вверх, правую ногу в сторону на носок; 

2 — вернуться в исходное положение.  

3-4 — то же левой ногой (6-8 раз). 

 

3. И. п. — основная стойка, обруч в правой руке, хват сверху.  

1 — присесть, обруч в сторону;  

2 — исходное положение, взять обруч в левую руку.  

То же влево (по 3 раза в каждую сторону). 

 

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч в согнутых руках у груди.  

1 — поворот туловища вправо, руки прямые;  

2 — исходное положение.  

То же влево (8 раз). 

 

5. И. п. — лежа на спине, обруч в прямых руках за головой.  

1-2 — согнуть ноги в коленях и поставить на них обруч;  

3-4 — исходное положение (6-8 раз). 

 

6. И. п. — стоя перед обручем, руки свободно вдоль туловища. 

Прыжок на двух ногах в обруч, из обруча; поворот кругом, повторить прыжки. Выполняется только под счет воспитателя в среднем темпе несколько раз подряд. 

 

7. Игра «Летает — не летает». 

  

Апрель 

 

Комплекс №15. 

1. Игра «Воротца». Дети встают парами и идут, не держась за руки. На сигнал воспитателя «Воротца!» все останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротца до конца колонны и встает последней, говоря: «Готово!», - дети опускают руки и продолжают ходьбу до нового сигнала воспитателя. 

 

Упражнения без предметов 

 

2. И. п. — основная стойка, руки на поясе.  

1 — руки в стороны;  

2 — руки за голову;  

3 — руки в стороны;  

4 — исходное положение (8 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.  

1-2 — поворот вправо, руки в стороны;  

3-4 — исходное положение.  

То же влево (по 3 раза). 

 

4. И. п. — сидя ноги врозь, руки на поясе.  

1 — руки в стороны;  

2 — наклон вперед, коснуться пола между носками ног;  

3 — выпрямиться, руки в стороны;  

4 — исходное положение (6-7 раз). 

 

5. И. п. — лежа на спине, руки за головой.  

1-2 — поднять правую (левую) ногу вверх, хлопнуть в ладоши под коленом;  

3-4 — исходное положение (6-7 раз). 

 

6. И. п. — основная стойка, руки на поясе.  

Прыжки на счет 1-8: на двух ногах, на правой, левой ноге.  

Прыжки чередуются с небольшой паузой. 

 

7. Ходьба в колонне по одному. 

 

Комплекс №16. 

1. Игра «По местам!». Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук, перед каждым на полу лежит кубик. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всему залу. В это время воспитатель убирает один кубик. По сигналу «По местам!» дети бегут к кубикам, занимая любое место. Оставшийся без места считается проигравшим. Игра повторяется и на третий раз воспитатель кладет недостающий кубик. 

 

Упражнения с палкой 

 

2. И. п. — основная стойка, палка внизу.  

1 — палку вперед;  

2 — палку вверх;  

3 — палку вперед;  

4 — исходное положение. 

 

3. И. п. — стойка ноги врозь, палка на груди.  

1 — наклониться вперед, положить палку на пол;  

2 — выпрямиться, руки на пояс;  

3 — наклон вперед, взять палку;  

4 — исходное положение (6 раз). 

 

4. И. п. — основная стойка, палка внизу.  

1-2 — присесть, палку вверх;  

3-4 — исходное положение (6-7 раз). 

 

5. И. п. — стойка на коленях, палка за головой.  

1 — палку вверх;  

2 — наклон вправо;  

3 — выпрямиться;  

4 — исходное положение.  

То же влево (по 3 раза). 

 

6. И. п. — основная стойка с опорой обеих рук о палку. 

1 — поднять правую ногу назад - вверх;  

2 — исходное положение;  

3-4 — левой ногой (по 3-4 раза). 

 

7. Ходьба в колонне по одному с палкой, держать вертикально, как ружье. 

 

 

 

 

 

 


Май 

 

Комплекс №17. 

1. Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа движения; бег с высоким подниманием бедра; бег врассыпную. 

 

Упражнения без предметов 

 

2. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища.  

1 — руки к плечам;  

2-4 — круговые движения вперед;  

5-7 — то же назад;  

8 — исходное положение (5-6 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью.  

1 — поворот вправо, руки в стороны;  

2 — исходное положение.  

То же влево (6 раз). 

 

4. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе.  

1 — руки в стороны;  

2 — поднять правую ногу, хлопнуть под коленом в ладоши;  

3 — опустить ногу, руки в стороны;  

4 — исходное положение.  

То же левой ногой (6 раз). 

 

5. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.  

1-8 — поднять ноги, согнуть в коленях, вращая ими, как на велосипеде, опустить (3-4 раза). 

 

6. И. п. — лежа на животе, руки согнуты перед собой.  

1-2 — прогнуться, руки вперед-вверх, ноги приподнять;  

3-4 — исходное положение. 

 

7. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища.  

На счет 1-8 — прыжки на двух ногах, затем пауза (2-3 раза). 

 

8. Игра малой подвижности «Найди предмет!». Водящий закрывает глаза (или поворачивается спиной), в это время в каком-либо месте дети прячут предмет. По сигналу воспитателя водящий ищет предмет. Дети хлопают в ладоши тихо, если он удаляется от предмета, громко, если тот приближается к предмету. 

 

Комплекс №18. 

1. Игра «Летает — не летает».  

 

Упражнения с обручем 

 

2. И. п.— основная стойка, обруч внизу хватом рук с боков.  

1 — поднять обруч вверх;  

2 — повернуть обруч и опустить за спину 

3 — обруч вверх;  

4 — исходное положение (6-8 раз). 

 

3. И. п. — стойка ноги врозь, обруч внизу.  

1 — обруч вверх;  

2 — наклониться вправо (влево);  

3 — выпрямиться, обруч вверх;  

4 — исходное положение (6 раз). 

 

4. И. п. — стоя в обруче, лежащем на полу, руки вдоль туловища.  

1 — присесть, взять обруч хватом с боков;  

2 — встать, обруч на уровне пояса;  

3 — присесть, положить обруч на пол;  

4 — исходное положение (5-6 раз). 

 

5. И. п. — стойка ноги врозь, в согнутых руках у груди.  

1-2 — наклониться вперед, коснуться ободом обруча носка правой (левой) ноги;  

3-4 — вернуться в исходное положение. 

 

6. И. п. — стоя в обруче, прыжки на двух ногах на счет 1-7, на счет 8 прыжок из обруча; поворот кругом и снова повторить прыжки.